Вторник
24.10.2017
11:24

Группа: "Гости"
Пользователь: Гость

Сайт для творческих людей "Золотые ручки"

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [6]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените наш сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
Всего ответов: 47
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

История оренбургского пухового платка

По одному из преданий первые прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкому облачению калмыкских и казахских джигитов, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз-Кайсацкой Орды. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, сшитые из козьего пуха. Платки были сшиты без каких-либо узоров, выполняя лишь утилитарную функцию: сохранить тепло своему хозяину.

Такой подход к вязанию пуховых платков изменился, когда за дело взялись русские казачки, начавшие наносить узоры на пуховые изделия. Достаточно быстро такое новшество становилось все более распространенным, и оренбургские пуховые платки становились известными уже и за пределами региона. Необычайный пух оренбургских коз вместе с изумительными узорами завоевывали новых почитателей.

Настоящая слава к оренбургскому пуховому платку пришла в XIX веке. Деревенские рукодельницы стали получать международные награды. Интерес к региону возрос настолько, что заморские купцы приезжали в далекую российскую провинцию за пухом знаменитых коз. Иностранные компании пытались наладить производство в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства и приносили пух, мало отличающийся от пуха обычных коз. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.

Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга. Изделия были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку “имитация под Оренбург”.

В XX веке войны и железный занавес советского времени означали окончание эпохи мировой известности Оренбургского региона. Однако это не означало окончания развития пуховязального промысла. Одним из новведений стало использование пуха как оренбургских, так и волгоградских коз. Пух волгоградских коз хорошо подходил для вязания белых платков, что оценили местные рукодельницы.

Другим изменением стало основание Оренбургской фабрики пуховых платков. Мастерами цеха становились рукодельницы знаменитых пуховязальных районов. Саракташские мастерицы по праву заняли видное место на Фабрике. Использование машин открыло широкие возможности для экспериментов: возможность наносить на пуховые изделия фактически любые узоры за короткое время открывало простор для фантазии. Серединка платка вязалась даже лучше, чем вручную.

Снова как и в XIX веке оренбургский пуховый платок оказался в центре внимания, на этот раз в пределах СССР. Прибыть из Оренбурга без пухового платка стало считаться неуважением. Отбывающие в Оренбург неизменно получали одно и то же задание: привезти знаменитое изделие домой.

Фабрика получала большое количество писем с одной и той же просьбой, но почти всегда с сожалением приходилось отказывать: фабрика была не в состоянии удовлетворить спрос даже в Оренбургской области, о других регионах речь идти не могла. Оренбургский пуховый платок стал роскошью.

Изменения в политическом и экономическом курсе страны в начале 90-х принесли перемены пуховязальному промыслу. Дефицит оренбургских изделий в других областях привел к тому, что предприниматели стали возить пуховые платки в отдаленные регионы России, где спрос населения на оренбургскую продукцию был высок даже во время экономического спада.

Однако говорить о развитии промысла в последние 15 лет было бы неверным. Помимо ухудшившегося экономического положения промысла, появилась новая проблема: подделки, наводнившие российские рынки. “Настоящий оренбургский пуховый платок”, от которого через месяц остаются только х/б-нитки, завоевал рынки куда быстрее настоящих изделий, портя имя Оренбургу. На “настоящие изделия с Оренбургской фабрики” наклеиваются такие же “настоящие” этикетки. О ручной работе и говорить не приходится: даже в Оренбурге отличить качественное вязание неспециалисту сложно.

image

“Да что с тебя взять? Ты даже платок связать не можешь!” - такие слова можно было услышать городской девушке в местных деревнях лет 40 назад. Вязание платка - нечто само собой разумеющееся, то, что деревенские девушки должны были уметь с совсем раннего возраста.

Одно из заблуждений об оренбургских платках - то, что они связаны на 100% из пуха. Так не вяжут ни лучшие рукодельницы, ни фабричные мастера. Шелковые, вискозные и хлопчатобумажные нити дают основу, а пух - тепло и изящность. На одну паутинку уходит около 100 грамм козьего пуха ангорки и одна бобина шелковой нити. На платок уходит 300 грамм пуха и большая бобина хлопчатобумажной нити.

Один из мифов о пуховых платках гласит, что они должны быть изначально пушистыми и очень мягкими. Именно такие платки продают в большом количестве у оренбургского вокзала и на Центральном рынке. К ним приятно прикоснуться, и иногородние гости с радостью их покупают, думая, что вот он - желанный легендарный оренбургский пуховой платок. После того, как пух весь вылезет, приходит разочарование и сомнение: неужели легенды об оренбургском пуховом платке - это всего лишь миф?
Качественные изделия становятся по-настоящему мягкими и пушистыми только во время использования, и с каждым месяцем они все больше изумляют своих хозяев. Словно бутон, который становится все прекраснее, постепенно распускаясь.


Источник: http://lubimoe-delo.ru
Категория: Мои статьи | Добавил: Gulnarkin (24.09.2009)
Просмотров: 1629 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Наши работы

Наша кнопка
Наша кнопка

Если Вам понравилось у нас на сайте, поставьте себе нашу кнопочку!


Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz