Издавна, стараясь украсить свой быт, люди стремились использовать
самые простые материалы для сочетания несложных форм и средств с
неприхотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства. Ручное
вязание изначально появилось как простая утилитарная необходимость, в
дальнейшем превратилось в настоящее искусство. Вязаные изделия всегда
ценились очень высоко. Например, в Европе их могли поначалу носить
только очень состоятельные люди. Вязаные шелковые чулки были подарком
даже для королей! Так, шведский король Эрик IV выписал себе пару
шелковых чулок. А стоили они – годовое жалование королевского
сапожника…
Очень сложно точно установить историю вязания, так как нити и
трикотаж сохранить тяжело. Но все-таки некоторые свидетельства этого
искусства дошли до нас в виде изображений. В одной из египетских
гробниц (1900 год до н.э.) сохранилось изображение женщины, надевающей
носки. Отпечаток чулка обнаружен в застывшей лаве Помпеи в 79 году н.э.
Детские чулки III-Ivв. Н.э. найдены в Египте. Эти чулки уже учитывали
форму обуви, сандалий с ремешком после большого пальца. У древних
египтян при изготовлении носка большой палец вязался отдельно, как на
варежках. Позже где-то в IX-XI веках некоторые
искусные вязальщицы стали наносить даже тексты на носки. В музеях
Детройта и Баделя хранятся такие образцы древнеегипетского вязания из
хлопчатобумажных нитей с древнеарабским текстом.
В XV-XVI веках вязание довольно активно
распространяется по Европе и превращается в домашнюю работу и в
доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты шляпки.
Тогда же появился и стал традиционным для шотландцев головной убор –
вязаный берет. Появились целые вязальные цеха. В 1589 году
помощник приходского священника из Вулбриджа Вильям Ли изобрел
вязальный станок. Но чем больше выпускалось изделий массового машинного
производства, тем более ценными становились изделия , изготовленные
вручную, а особенно, изделия, связанные крючком, ведь такие изделия
невозможно было повторить на машине. И до сих пор нет вязальных машин,
которые бы могли вязать полотно, похожее не связанное крючком.
Со временем работы мастеров становятся искусством, вязаные изделия попадают в музеи. Например, две кофты XVII века
хранятся в Швеции – в Северном музее в Стокгольме и в Историческом
музее в Гетеборге. Обычно в Европе кофты вязали из однотонной пряжи,
украшая изнаночными петлями лицевое полотно, а ведь арабы еще пару
тысяч лет назад могли выполнять многоцветные сложные узоры.
В наши дни это искусство продолжает развиваться,
обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными
материалами. Для этого занятия требуются знания кройки и шитья по
трикотажу, а в работе с крючком много общего с вышивкой и ткачеством. И
все равно , ручное вязание выгодно отличается из других видов
рукоделия. Особенно оно привлекательно, что исходный материал – пряжу-
можно использовать несколько раз и без особых потерь. Ручное вязание
позволяет изготовлять неповторимые, уникальные модели. Возможности
крючка позволяют сделать различные декоративные вещи, например,
кружева, покрывала, одежду, игрушки, украшения. Действительно, в
настоящее время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа.
Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и
уютно.
Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный
образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений,
оформления и фасона изделий.
При вязании изделий допустима тесная взаимосвязь стилей, узоров,
сочетания спиц и крючка. Но все же рекомендуем проявлять чувство меры,
так как каждая деталь должна быть значимой и на своем месте, чтобы ваши
модели не выглядели нелепо или неаккуратно выполненными. С помощью
выставок, журналов, демонстрации моделей постарайтесь создать свой
неповторимый образ и настроение.
Цените материалы и свое время: создавайте свои модели, а наши уроки
помогут Вам. Ведь иногда случается так, что модель нравится в журнале,
а в Вашем исполнении она не смотрится. Это происходит из-за многих
причин:
- ошибка при выборе узора - не учтено сочетание различных нитей или цветов - ошибка при расчете - детали связаны очень аккуратно, а вот изделие обработано не качественно - не учтены мотивы узоров и т.п..
А переделать не всегда есть время, да и желания уже того нет… И
пряжа после перевязывания хоть немного, но меняет свои качества не к
лучшему – некоторые виды современной пряжи вовсе нельзя перевязывать.
А ведь очень часто достаточно лишь использовать фактуру пряжи для
создания красивой неординарной вещи. Практичный человек сумеет
«вписать» в свой гардероб моду и продлить срок жизни своих изделий,
потратив при этом минимум времени. Все чаще при изготовлении одежды
используются кружева и ажурные воротнички, – и Ваше платье уже выглядит
более изящным, элегантным, женственным.
Головные уборы и перчатки - наиболее актуальное дополнение к
костюму. Их нельзя повторить из ткани – а шаль, связанная крючком
всегда будет только Вашей неповторимой вещью. И вообще головные уборы –
особые изделия, они всегда на виду, привлекают внимание в отличие от
платьев, костюмов, кофточек, которые скрыты часто верхней одеждой.
Мода на трикотаж – это и украшение нашего интерьера. Можно создать
вязаный абажур или скатерть, салфетку или вазочку – и Ваш дом
приобретет только Вам свойственный уют и тепло.
Многие узоры сами по себе не новы, но комбинаций этих узоров может
быть бесконечным, а творческая мысль позволяет создание множество форм.
Автор: Тикунова Г.И.
Источник: http://Автор: Тикунова Г.И. |